Неточные совпадения
А между тем, казалось бы, весь анализ, в
смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений.
В пользу женитьбы вообще было, во-первых, то, что женитьба, кроме приятностей домашнего очага, устраняя неправильность половой жизни, давала возможность
нравственной жизни; во-вторых, и главное, то, что Нехлюдов надеялся, что семья, дети дадут
смысл его теперь бессодержательной жизни. Это было за женитьбу вообще. Против же женитьбы вообще было, во-первых, общий всем немолодым холостякам страх за лишение свободы и, во-вторых, бессознательный страх перед таинственным существом женщины.
Главные качества графа Ивана Михайловича, посредством которых он достиг этого, состояли в том, что он, во-первых, умел понимать
смысл написанных бумаг и законов, и хотя и нескладно, но умел составлять удобопонятные бумаги и писать их без орфографических ошибок; во-вторых, был чрезвычайно представителен и, где нужно было, мог являть вид не только гордости, но неприступности и величия, а где нужно было, мог быть подобострастен до страстности и подлости; в-третьих, в том, что у него не было никаких общих принципов или правил, ни лично
нравственных ни государственных, и что он поэтому со всеми мог быть согласен, когда это нужно было, и, когда это нужно было, мог быть со всеми несогласен.
Но
смысл поединка, как и всякого столкновения индивидуальностей, совсем не в том, что один имеет исключительные
нравственные преимущества перед другим.
Раз, много лет уже тому назад, говорю одному влиятельному даже лицу: «Ваша супруга щекотливая женщина-с», — в
смысле то есть чести, так сказать
нравственных качеств, а он мне вдруг на то: «А вы ее щекотали?» Не удержался, вдруг, дай, думаю, полюбезничаю: «Да, говорю, щекотал-с» — ну тут он меня и пощекотал…
В то время больших домов, с несколькими квартирами, в Москве почти не было, а переулки были сплошь застроены небольшими деревянными домами, принадлежавшими дворянам средней руки (об них только и идет речь в настоящем рассказе, потому что так называемая грибоедовская Москва, в которой преимущественно фигурировал высший московский круг, мне совершенно неизвестна, хотя несомненно, что в
нравственном и умственном
смысле она очень мало разнилась от Москвы, описываемой мною).
Если допустить существование вечности адских мук, то вся моя духовная и
нравственная жизнь лишается всякого
смысла и всякой ценности, ибо протекает под знаком террора.
Оттого-то именно в них нет и чувства справедливости и сознания высшего
нравственного добра, а вместо этого есть только чувство законности, в ее установленном и тесном
смысле.
В «темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность общественных отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий
смысл в
нравственных вопросах.
В отношениях Самсона Силыча Вольтова ко всем, его окружающим, мы видели, что самодурство это — бессильно и дряхло само по себе, что в нем нет никакого
нравственного могущества, но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно И бесправно, оно искажает здравый
смысл и понятие о праве во всех, входящих с ним в соприкосновение.
Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в
смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную
нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием!
В первом
смысле, никто не мог подать более делового совета, как в данном случае поступить (разумеется, можно было следовать или не следовать этому совету — это уже зависело от большей или меньшей
нравственной брезгливости, — но нельзя было не сознавать, что при известных условиях это именно тот самый совет, который наиболее выгоден); во втором
смысле, никто не знал столько"Приключений в Абруццских горах"и никто не умел рассказать их так занятно.
Прежде всего он отделил выражения
нравственного и умственного сочувствия и решил, что это явление совсем другого порядка, очень редко соединяющееся с понятием о дружбе в том
смысле, в каком оно установилось для среднего уровня человеческой жизни.
Это обезличение людей в
смысле нравственном и умственном и, напротив, слишком яркое выделение их с точки зрения покроя жилетов и количества съедаемых"шатобрианов", это отсутствие всяких поводов для заявления о своей самостоятельности — вот в чем, по моему мнению, заключается самая неприглядная сторона заграничных шатаний.
Всю дорогу поручик старался выпытать у Аггея Никитича, что он дальше намерен предпринять; но тот отмалчивался, так как действительно чувствовал, что с ним происходит что-то неладное в
смысле физическом и еще более того в
нравственном; он уже ясно предчувствовал, что все это глупое и оскорбительное для него событие прекратит его поэтическое существование, которым он так искренно наслаждался последнее время, и что затем для него настанет суровая и мрачная пора.
— Не нужно того!.. Пословица говорит: сытое брюхо к ученью глухо; а кроме того, и в
смысле тела нашего нездорово!.. — поучал Егор Егорыч, желавший, кажется, прежде всего поумалить мяса в Аггее Никитиче и потом уже давать направление его
нравственным заложениям.
Лицо, очевидно, сильное, хотя более в физическом, нежели в
нравственном и литературном
смысле.
Иван Ипатыч был очень хороший человек в обыкновенном
смысле этого слова; но Григорий Иваныч принадлежал к небольшому числу тех людей,
нравственная высота которых встречается очень редко и которых вся жизнь — есть строгое проявление этой высоты…
В одно время личность бывает исполнена сознанием своей
нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем
смысле слова; но в другое время человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью жизни его, и при этом истинное содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Или что может быть действительнее, в
смысле политическом, как право распоряжаться судьбой постороннего человека, право по усмотрению воздействовать на его физическую и
нравственную личность?
Наконец, сами законы никогда не бывают совершенны: в данное время они имеют известный условный
смысл, но с течением времени, по требованию обстоятельств, они должны изменяться; сатира, обличая порок, должна смотреть не на то, какой статье закона он противоречит, а на то, до какой степени противоположен он тому
нравственному идеалу, который сложился в душе сатирика.
Благодаря историческим трудам последнего времени и еще более новейшим событиям в Европе мы начинаем немножко понимать внутренний
смысл истории народов, и теперь менее, чем когда-нибудь, можем отвергать постоянство во всех народах стремления, — более или менее сознательного, но всегда проявляющегося в фактах, — к восстановлению своих естественных прав на
нравственную и материальную независимость от чужого произвола.
Мы нашли, что забитых, униженных и оскорбленных личностей у нас много в среднем классе, что им тяжко и в
нравственном, и в физическом
смысле, что, несмотря на наружное примирение с своим положением, они чувствуют его горечь, готовы на раздражение и протест, жаждут выхода…
На Ольге женился по страстной любви. С чувством своим он долго и мучительно боролся, но ни здравый
смысл, ни логика практического пожилого ума — ничего не поделали: пришлось поддаться чувству и жениться. Что Ольга выходит за него не по любви, он знал, но, считая ее в высокой степени
нравственной, он решил довольствоваться одной только ее верностью и дружбою, которую надеялся заслужить.
Если в старину, когда каждый народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогда патриотизм и имел
смысл и представлялся добрым делом, то в наше время, когда пережитое уже народами чувство требует от людей прямо противоположного тому, чего требует их разум,
нравственное чувство, религия — признания равенства и братства всех людей, патриотизм не может представляться не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Когда друзья посвятили Малгоржана в свой проект, то Малгоржан сильно поморщился, однако же после довольно долгих и энергических убеждений, боясь потерять репутацию «нового человека» и уважение Луки и Моисея, склонился на их доводы, склонился с затаенным сокрушением сердца, ибо втайне ласкал себя приятною мыслию, что эти шестьдесят тысяч в силу, так сказать,
нравственного сродства с Сусанной принадлежат и ему в некотором
смысле.
Уж, конечно, самоотверженная Варенька вкладывает в жизнь больше «
смысла добра», чем пьяница, вор и убийца дядя Ерошка; и, конечно, смешно в
нравственном отношении даже сравнивать благородного общественного деятеля Кознышева с забубенным Стивою Облонским.
«Знаете ли, почему вы женились тогда так позорно и подло? Именно потому, что тут позор и бессмыслица доходили до гениальности. Вы женились по страсти к мучительству, по сладострастию
нравственному. Вызов здравому
смыслу был уж слишком прельстителен: «Ставрогин — и плюгавая, скудоумная, нищая хромоножка!»
Л. Толстой и Евангелие рассматривает в
смысле нравственного закона и нормы, и осуществление Царства Божьего уподобляется воздержанию от курения и вина.
Я давно уже в своей книге «
Смысл творчества» утверждал творчески-индивидуальный характер
нравственных актов.]
Отношение к смертной казни может быть в известном
смысле мерилом
нравственного сознания.
Можно сказать, что
смысл нравственного опыта человека на протяжении всей его жизни заключается в том, чтобы поставить человека на высоту в восприятии смерти, привести его к должному отношению к смерти.
Нравственное значение войны в
смысле выработки человеческой породы было гораздо шире войны в собственном
смысле слова.
Ценность
нравственная в узком
смысле слова сталкивается с ценностью познавательной или эстетической, ценности жизни личной с ценностью жизни сверхличной, исторической.
Но вопрос о религиозном и
нравственном значении и
смысле труда совсем не ставится большею частью экономических и социальных учений.
Стоическая этика свидетельствует о высоком
нравственном усилии человека, но, в конце концов, это этика упадочная и пессимистическая, потерявшая
смысл жизни и отчаявшаяся, этика страха перед страданиями жизни и смерти.
Ад нужен не для того, чтобы восторжествовала справедливость и злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай, т. е. в каком-то
смысле человек имеет
нравственное право на ад, право свободно предпочесть ад раю.
Если для осуществления
нравственной жизни в чистом виде вы будете стремиться к совершенному строю, в котором по-новому должна осуществиться совершенная свобода человека, то вы сталкиваетесь с самой первоосновой человеческой свободы и можете подорвать и лишить всякого
смысла нравственную жизнь человека.
В этом
смысле «теория» может носить характер
нравственного подъема.
Утверждение же ада лишает
нравственную и духовную жизнь
смысла, ибо вся она протекает под пыткой.
В прямом
смысле, конечно, нет; но если взять всю совокупность его деятельности за последние двадцать лет его жизни, его пропаганду, его credo неохристианского анархиста чистой воды, то — не будь он Лев Николаевич Толстой, он давно бы очутился в местах"довольно отдаленных", откуда мог бы перебраться и за границу. Весь его умственный,
нравственный и общественный склад был характерен для самого типичного эмигранта.
И если литературное поколение начала XX века, отражавшее духовные искания и течения, не представляется стоящим на должной духовной высоте, если иногда в нем поражает недостаток
нравственного характера, то именно потому, что все стало слишком серьезным, слишком реальным в онтологическом
смысле слова.
Там даже
нравственное взято в суженном
смысле.
Среднего роста, худощавый, юркий и подвижный, с коротко обстриженными волосами и бородкой, с быстрыми, умными, бегающими глазами, говоривший хриплым фальцетом — это был делец в полном
смысле слова, положивший уже давно в основу своего
нравственного мировоззрения уложение о наказаниях с предвзятою и настойчивою мыслью о полной возможности спокойно обходить статьи этого кодекса.
Что же касается до физической красоты, то она, не в
смысле правильных черт, конечно, почти всегда или сопровождает красоту
нравственную, или же бледнеет и стушевывается перед ней, так что в расчет приниматься не может.
Впервые он воочию убедился в
нравственной силе и даже политическом
смысле русской женщины и преклонился перед этим дивным образом, воплотившимся, казалось, всецело в графине Наталье Федоровне.
Приставленные к ним слуги обоего пола, наблюдали за их воспитанием лишь в
смысле питания, а потому девочка и мальчик поневоле только друг с другом делились своей начинавшей пробуждаться духовной жизнью. Это не преувеличение, ушиб одного из детей отзывался на другом, как ни странно, чисто физической болью. Такая близость с детского возраста была, конечно, только инстинктивна, и много лет доставляла им лишь
нравственное удовлетворение.
По своем возвращении Кирилл Григорьевич явился при пышном дворе Елизаветы Петровны и стал вельможей не столько по почестям и знакам отличия, сколько по собственному достоинству и тонкому врожденному уменью держать себя. В нем не было в
нравственном отношении ничего такого, что так метко определяется словом «выскочка», хотя на самом деле он и брат его были «выскочки» в полном
смысле слова, и потому мелочные тщеславные выходки, соединенные с этим понятием, были бы ему вполне простительны.
Одержав, как ему казалось,
нравственную победу над графом, он возомнил о своем уме и способностях и даже решился вступить в борьбу с всесильным графом Аракчеевым на почве излюбленной последним заветной идеи будущей несомненной и неисчислимой пользы организуемых им военных поселений, долженствовавших покрыть своею сетью всю Россию, на страх, на самом деле, встрепенувшейся при известии о преобразовании в этом
смысле русского военного быта, Европе.
По
смыслу указа 20-го года видно ясно, что государю было известно, как духовенство многократно было увещеваемо жить
нравственнее, но что все эти многие и долгие увещания и убеждения многих прежних лет на наших духовных «не имеют желаемого действия не от чего иного, как от слабого за ними надзора и от несоблюдения мер, установленных к истреблению в духовенстве пороков».